Энди Уорхол, урожденный Андрей Вархола (06 августя 1928 – 22 февраля 1987) – американский художник, кинорежиссер, продюсер и ведущая фигура в движении поп-арта.
Его работы показывают глубокую взаимосвязь между художественным выражением, рекламой, культом знаменитостей и коммерческим потреблением.
Уорхол родился и вырос в Питтсбурге в семье русинских эмигрантов с севера-востока нынешней Словакии. Семья была очень религиозной, Уорхол сохранил религиозность на всю жизнь.
Уорхол учился в Технологическом институте Карнеги, затем переехал в Нью-Йорк и сделал успешную карьеру коммерческого иллюстратора и художника рекламы. После выставления своих работ в галереях стал известен как противоречивый художник и как представитель концептуального искусства.
Уорхол работал с разными материалами и в разных жанрах: живопись, фотография, кино, скульптура и шелкография.
Энди Уорхол: жизнь и творчество выдающегося художника, дизайнера и кинорежиссёра
«Суп Кэмпбелл» и рождение поп-арта: Энди Уорхол и его знаменитые картины
В мае 1962 года в журнале Time была помещена картина Уорхола «Большая банка супа Кэмпбелл с консервным ножом (овощи)» (1962), эта банка супа стала самым устойчивым мотивом его творчества и ознаменовала начало поп-арта. В этом же 1962 году состоялась выставка, на которой были представлены работы «Золотая Мэрилин», серия «Вкус Мэрилин», диптих «Мэрилин», «100 банок супа», «100 бутылок из-под кока-колы» и «100 долларовых купюр». В 1963 году Уорхол создал серию «Элвисов», а затем и многих других звезд массовой культуры. Портреты этих суперзвезд, яркие и запоминающиеся, стали так же известны, как и сами звезды.
Весна 1964 года: Энди Уорхол представляет коробки с шелкографией, открывая путь поп-арту
Весной 1964 Уорхол выставил серию коробок с шелкографией, а именно «Коробку с томатным кетчупом Хайнца», «Коробку кукурузных хлопьев», «Коробку томатного сока Кэмпбелл» и др. Критики были потрясены открытым признанием Уорхолом рыночной культуры как направления искусства.
Выставки Уорхола напрямую явили широкой публике поп-арт и заново поставили извечный вопрос о том, что такое искусство.
Энди Уорхол: сочетание таланта и бизнеса в современном искусстве
Уорхол был талантливым иллюстратором и рисовальщиком со своей отточенной техникой, которая придавала его работам ощущение легкости и непосредственности. Однако затем Уорхол стал использовать новые техники для создания своих произведений. Он проецировал фотографии с помощью эпидиаскопа, затем обводил контуры и штриховал тени, он был одним из первых, кто применил процесс шелкографии и трафаретной печати для создания картин. Постепенно Уорхол исключил ручную работу из художественного процесса, используя слайд-проекции. Со временем у него работали несколько помощников, которые, следуя его указаниям, создавали различные версии его работ. Создание произведений современного искусства было поставлено на поток, то есть искусство было превращено Уорхолом в бизнес.
Студия «Фабрика»: место встречи выдающихся личностей и богемы в эпоху Энди Уорхола
В 1967 году Уорхол основал студию «Фабрика» для своего полиграфического и издательского предприятия. Эта студия стала известным местом встреч, где собирались выдающиеся интеллектуалы, трансвеститы, драматурги, богемные персонажи, эксцентрики контркультуры, голливудские знаменитости, богатые покровители и бойфренды самого Уорхола.
Он продвигал коллекцию личностей, известных как суперзвезды Уорхола, и ему приписывают широко используемое выражение «15 минут славы». В студии царила атмосфера полной вседозволенности.
Энди Уорхол: покушение на жизнь и борьба за выживание
В июне 1968 года его чуть не убила радикальная феминистка и мужененавистница Валери Соланас, которая стреляла в него в его студии «Фабрика».
Соланас была автором феминистского трактата, пропагандирующего уничтожение мужчин. Она сдалась полицейскому со словами «Я стреляла в Энди Уорхола».
Уорхол был серьезно ранен и чудом выжил, ему провели сложную операцию.
Энди Уорхол: искусство, бизнес и дух времени
В конце 1960-х годов Уорхол руководил экспериментальной рок-группой и основал журнал Interview, в котором знаменитости брали интервью у знаменитостей. Он снимал бессюжетные кинофильмы, занимался дизайном, работал на телевидении. Он являлся автором множества книг, в том числе «Философия Энди Уорхола» и «Попизм: Уорхолские шестидесятые».
Главная идея философии Уорхола выглядела так: «Зарабатывать деньги – это искусство, работать – это искусство, а хороший бизнес – это лучшее искусство». Многие критики рассматривали поверхностность и коммерциализацию искусства Уорхолом как зеркало современности, утверждая, что Уорхол уловил дух времени американской культуры ХХ века.
Наследие легендарного художника, лидера коммерческого арт-рынка
После операции на желчном пузыре в 1987 Уорхол поначалу хорошо восстанавливался, но потом внезапно умер ночью от остановки сердца в возрасте 58 лет.
В настоящее время Уорхола называют лидером коммерческого арт-рынка, его карьеру легендарной, а его работы являются самыми дорогими из когда-либо проданных предметов искусства.
Музей Энди Уорхола в Питтсбурге является крупнейшим музеем в США, посвященным одному художнику.
Шедевры Уорхола: список самых известных картин
К наиболее известным работам Уорхола можно отнести следующие произведения: «Кот по имени Сэм» (1954), «Банки с супом Кэмпбелла» (1962), «Зеленые бутылки кока-колы» (1962), диптих «Мэрилин» (1962), «Серебряная автокатастрофа» (1963), «Восемь Элвисов» (1963), «Тройной Элвис» (1963), «Сто долларовых банкнот» (1963), «Сто банок с супом Кэмпбелл» (1962), «Shot Sage Blue Marilyn» (1964), «Мао» (1972), «Оранжевый Принц» (1984), «Красный Ленин» (1987), «Чёрный Ленин» (1987).