Некоторые международные искусствоведы, эксперты по русской живописи, считают, что Лентулов был для российского авангарда тем же, чем и Матисс – для западной живописи.
Лентулов родился в Пензенской области в семье сельского священника.
Он учился в нескольких художественных училищах. Училища приходилось менять, поскольку Лентулов имел обыкновение «исправлять» работы своих учителей, и его попросту исключали.
В Москве художник стал одним из основателей авангардного движения «Бубновый валет» и главным экспериментатором этого движения.
Некоторое время Лентулов учился в Париже, где он познакомился с современными направлениями в живописи, такими как фовизм и кубизм. Эти впечатления вдохновили Лентулова и позволили ему разработать свой собственный уникальный красочный стиль живописи, буквально пропитанный цветом и солнечным светом.
«Солнечный художник»: творческий путь Аристарха Лентулова и влияние его искусства на современников
Аристарх Лентулов: влияние на футуризм и кубофутуризм
После своего возвращения в Россию художник работал в направлении развития русского футуризма и, в частности, кубофутуризма.
Творчество Лентулова оказало влияние на таких мастеров, как Василий Кандинский и Казимир Малевич. Позже критики и коллеги называли Лентулова «солнечным художником» за его радостный талант.
Сам Лентулов говорил, что он цветом выражает то, что Маяковский – словом.
Лентулов: вдохновение в русском фольклоре и архитектуре, эксперименты с формой и цветом
Лентулов черпал вдохновение в русском фольклоре и народном лубке, а также традиционной русской архитектуре, в том числе церковной.
В своем творчестве Лентулов экспериментировал с формами, убирал трехмерность, делал объекты плоскими, при этом искажая перспективу, нагромождал сложные фигуры из конусов и цилиндров.
Художник давал волю своему воображению и удивительным образом достигал большой силы воздействия своих картин на зрителя, умело используя яркий цвет, свет и тень.
Архитектурные пейзажи Аристарха Лентулова: Москва, Василий Блаженный и Звон
Лентулов создал несколько панно, которые называют архитектурными пейзажами, например, «Москва» (1913), «Василий Блаженный» (1913), «Звон» (1915).
Эти работы по-своему уникальны – они не только наполнены цветом и пронизаны солнечным светом, они создают ощущение звона колоколов или городского гула и шума.
Лентулова: от авангарда до соцреализма
Художник активно участвовал в различных театральных проектах, оформлял спектакли и создавал декорации. Лентулов был председателем Общества московских художников и преподавал в Российском художественно-техническом училище.
Единственная персональная выставка художника состоялась в 1933 году и пользовалась большим успехом. Позднее в советское время Лентулов начал писать в стиле соцреализма, но эти произведения уже не имели ни радостного цвета, ни солнечного света, палитра этих работ приглушенная, да и сам художник как бы ушел в тень.
Аристарх Лентулов: список самых известных картин
К наиболее известным работам Лентулова можно отнести следующие полотна: «Москва» (1913), «Василий Блаженный» (1913), «Астры» (1913), «Небозвон» (1919), «Женщина с гитарой» (1913), «Портрет жены и дочери художника» (1915), «Звон. Колокольня Ивана Великого» (1915), «Церковь в Алупке» (1916), «Тверской бульвар» (1917), «Портрет А.С.Хохловой» (1919), «Нижний Новгород» (1925).