Пауль Клее (18 декабря 1879 – 29 июня 1940) – немецкий и швейцарский художник. Частично под влиянием таких направлений живописи как экспрессионизм, кубизм и сюрреализм Клее создал свой собственный индивидуальный стиль.
Он был выдающимся рисовальщиком, экспериментировал с теорией цвета и глубоко исследовал эту тему. Его лекции по теории цвета были изданы и считаются важным трактатом для современного искусства.
Пауль Клее родился в Швейцарии в музыкальной семье. Он рано добился успехов как музыкант, поскольку родители всячески поощряли его в этом занятии, а увлечение живописью в семье не одобрялось.
Тем не менее, в подростковом возрасте Клее решил заняться изобразительным искусством и уже в своих ранних рисунках продемонстрировал значительное мастерство. Он учился живописи в Академии изящных искусств в Мюнхене, затем в Берне, продолжая играть на скрипке в оркестре.
Пауль Клее: жизнь и творчество художника
Поиск вдохновения и творчества
В 26 лет Клее женился на баварской пианистке, у них родился сын. Совершенно нетрадиционно для того времени, но именно жена Клее зарабатывала средства на жизнь семьи уроками музыки и выступлениями, в то время как Клее занимался ребенком, домом и своим искусством, пытаясь найти свой путь.
Клее присоединился к объединению творческих людей «Синий всадник», где познакомился и подружился с Василием Кандинским. Участие в «Синем всаднике» открыло для Клее современные теории цвета. Он начинает собственные эксперименты, вырабатывая свой собственный стиль, соединяющий рисунок и царство цвета.
Путешествие в Тунис, в царство ярких красок, повлияло на его творчество как прорыв в этих исканиях.
Абстрактное искусство Пауля Клее: гармония цвета и музыкальная композиция
В 1914 году Клее нарисовал свою первую чистую абстракцию «В стиле Кайруана». Клее создал цветовую гармонию, аналогичную музыкальной композиции. Его выбор определенной цветовой палитры имитирует музыкальную тональность.
Музыка стала частью искусства Клее.
Непростой путь Пауля Клее: от успеха до эмиграции и борьбы с болезнью
Вскоре Клее уже выставлялся на многих выставках, а его работы стали хорошо продаваться. Клее и его коллега Кандинский преподавали в Баухаусе, школе искусства, дизайна и архитектуры в Германии.
После Баухауса Клее преподавал в Дюссельдорфе в академии, но был уволен в 1933 году за неарийское происхождение и был вынужден эмигрировать с семьей в Швейцарию.
Находясь на пике своей творческой активности, Клее заболел склеродермией, но продолжал активно работать, несмотря на смертельную болезнь.
Непокорные шедевры, отражающие юмор, детство и музыкальность автора
Работы Клее не поддаются классификации, они отражают его чувство юмора и иногда детский взгляд на вещи, его личные настроения, а также его музыкальность.
Его работы часто имеют детскую хрупкость, композиции используют игривые фигурки животных и людей, буквы и цифры, геометрические формы. Только некоторые работы полностью абстрактны.
На первый взгляд картины Клее могут показаться наивным изображением, встречающимся в детских рисунках, но внимательному взгляду открывается тщательная техника и зрелость мышления художника.
Творческая многогранность Пауля Клее: инновации в методах и материалах, вдохновляющие новые направления в искусстве
Как художник он был изобретателен в своих методах и технике, работал и маслом, и тушью, и пастелью, и акварелью, часто объединяя их в одном произведении. Он использовал также и различные основы, и холст, и мешковину, и картон, и газетную бумагу.
Эксперимент Клее вдохновил поколения других художников на развитие новых направлений в самых разных областях искусства. Клее был чрезвычайно продуктивен, при этом в его творчестве почти не найти повторений.
Шедевры Клее: список самых известных картин
К наиболее известным работам Клее можно отнести следующие картины: «Цветочный миф» (1918), «Вращающийся дом» (1921), «Ночной праздник» (1921), «Сказка Гофмана» (1921), «Щебечущая машина» (1922), «Красный шар» (1922), «Сенекио» (1922), «Испуганная девушка» (1922), «Магия рыб» (1925), «Архитектура» (1923), «Золотая рыба» (1925), «Замок и солнце» (1928), «Кошка и птица» (1928), «Ad Parnassum (На Парнасе)» (1932), «Insula duncamara» (1938). Работы Клее можно увидеть в ведущих музеях мира.