Кузьма Петров-Водкин

Русский и советский художник, теоретик искусства, драматург и педагог
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (05 ноября 1878 – 15 февраля 1939) родился в Хвалынске Саратовской губернии в семье сапожника.

Он с детства познакомился с искусством, когда брал уроки у иконописцев, затем учился в местных художественных классах. Мать Петрова-Водкина работала в услужении у богатой меценатки, которая пригласила к себе известного архитектора Мельцера.
Работы Петрова-Водкина были показаны архитектору и настолько впечатлили его, что Петров-Водкин был приглашен на обучение в Санкт-Петербург. Затем он учился в Московском училище живописи у Валентина Серова.

Оформительские заработки позволили Петрову-Водкину во время обучения и после него путешествовать по Европе и северу Африки с целью изучения исторического прошлого живописи.

Творческий путь Кузьмы Петрова-Водкина: от бунта к признанию

Кузьма Петров-Водкин: путь становления художника

В студенческие годы художник выполнял заказ по росписи часовни в Самаре, но церковь отказалась от его работы и уничтожила ее как неприемлемую.

Ряд его ранних работ были признаны слишком эротичными. Тем не менее, Петров-Водкин неустанно работал над обретением своего собственного стиля живописи.

Преодоление традиций и создание новаторского стиля

Картина «Сон» (1910) вызвала дискуссию в художественной среде того времени между приверженцами старого и нового в искусстве. Еще одна крупная работа того времени, «Играющие мальчики» (1911), несмотря на явную связь с работой Матисса «Танец», стала этапной и глубоко индивидуальной для художника. Самая знаковая и самая узнаваемая работа Петрова-Водкина, «Купание красного коня» (1912), мгновенно стала классикой, символом грядущих перемен и его визитной карточкой. Художник широко использовал эстетику православной иконы в сочетании с яркими красками и необычными композициями.

Творческие находки Кузьмы Петрова-Водкина и их влияние на мировое искусство

С раннего периода своего творчества Петров-Водкин разработал «сферическую перспективу», уникальный поворот, который искажал рисунок так, чтобы зритель мог заметить сферическую кривую земного шара. Такой прием использован, например, в работе «Полдень» (1917) и «Смерть комиссара» (1928). Считается, что этот поворот был основан на перевернутой перспективе, используемой в византийской иконографии.

Кроме того, художник разработал так называемое трехцветие – использование в картинах главным образом красного, синего и желтого цветов.

От революционных сюжетов к портретам и натюрмортам

С течением времени Петров-Водкин начал писать натюрморты и портреты, отойдя от своих прежних тем в искусстве. В 1922 году, во время недолгого проживания во Франции, Петров-Водкин написал известный портрет Анны Ахматовой.

Французские коллекционеры начинают покупать работы художника.

Последние годы и творческое наследие Кузьмы Петрова-Водкина

В последнее десятилетие своей жизни Петров-Водкин болел туберкулезом, живописью занимался мало, но обратился к литературе и драматургии, написав несколько крупных работ, занимался также преподаванием.

В одной из наиболее важных живописных работ этого времени «1919. Тревога» (1934) Петров-Водкин как провидец выразил ощущение наступающей беды.

Шедевры Петрова-Водкина: список самых известных картин

К наиболее известным работам Петрова-Водкина можно отнести следующие картины: «Портрет матери» (1909), «Сон» (1910), «Играющие мальчики» (1911), «Купание красного коня» (1912), «Мать» (1913), «Утро. Купальщицы» (1917), «Полдень» (1917), «Селедка» (1918), «Автопортрет» (1918), «Петроградская мадонна» (1918), «Портрет А. Ахматовой» (1922), «Смерть комиссара» (1928), «1919. Тревога» (1934).
Большая часть работ Петрова-Водкина находится в Русском музее в Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

Отправить запрос на посещение арт-вечеринки по мотивам творчества Петрова-Водкина

Заполните и отправьте форму или просто позвоните нам!