Наталья Гончарова

Выдающаяся русская художница-авангардистка, сподвижница Михаила Ларионова, и ее творчество
Наталья Сергеевна Гончарова (03 июля 1881 – 17 октября 1962) – русская художница-авангардистка, художница по костюмам, писательница, иллюстратор. Её спутником и соратником, впоследствии и мужем был русский художник-авангардист Михаил Ларионов.

Наталья Гончарова родилась в Тульской области. Она принадлежала к дворянскому роду Гончаровых, ее дед был племянником Натальи Гончаровой-Пушкиной, все ее ближайшие родственники были высокообразованными людьми.

Детство Гончарова провела в имениях своего отца, затем переехала в Москву, чтобы учиться в гимназии.
Противоречия между городской и деревенской жизнью оставили заметный след в творчестве Гончаровой, в ее работах ярко отражены стремительная жизнь городской Москвы и непринужденная обстановка на летней даче за городом, а также повседневная жизнь живших в имениях слуг и крестьян.

В 1901 году Гончарова поступила в Московский институт живописи, скульптуры и архитектуры. В институте она познакомилась с Михаилом Ларионовым, с которым они начали делить студию и который стал ее спутником на всю жизнь.

Творческий путь Натальи Гончаровой: от импрессионизма до авангарда

Обнаженная натура в творчестве Натальи Гончаровой

Первые свои работы Гончарова выполняла в стиле импрессионизма, затем стала работать в стиле примитивизма и кубизма.

Когда в 1910 году Гончарова выставила несколько картин с обнаженными натурщицами в стиле примитивизма, отдельные работы были арестованы как порнографические, что не соответствовало действительности, а выставка закрыта. Считается, что негодование вызвало то, что картины с обнаженной натурой были написаны женщиной. Впоследствии Гончарова не возвращалась к работе в этом жанре.

Гончарова и "Ослиный Хвост": преодолевая границы искусства

В 1911 – 1912 годах Михаил Ларионов, а вместе с ним и Наталья Гончарова, организовали радикальную независимую выставочную группу «Бубновый валет», а затем более провокационную группу «Ослиный хвост». «Ослиный хвост» был задуман как создание независимой российской школы современного искусства. На выставке в 1912 году цензура конфисковала произведения Гончаровой на религиозную тематику «Евангелисты», посчитав их кощунственными.

Гончарова возродила стиль русского лубка и использовала смешение христианства и язычества, характерное для русского крестьянства. Подход Гончаровой был неортодоксальным, произведение сочетало в себе священные и светские образы, к тому же было написано женщиной; и то, и другое было признано неприемлемым.

Творчество Натальи Гончаровой в эпоху авангарда: инновации и эксперименты

Вскоре Гончарова начала смешивать элементы кубизма и футуризма в своих работах, что привело к зарождению кубофутуризма. К этому направлению относится работа «Велосипедист» (1913) и «Аэроплан над поездом» (1912). В 1911 художница совместно с Ларионовым стала развивать лучизм и написала множество картин в этом стиле, например «Желтый и зеленый лес» (1913). Благодаря своим авангардным живописным работам Гончарова стала известна в России. Она также занималась графическим дизайном и успешно иллюстрировала книги.

Наталья Гончарова: эпатаж и свобода творчества

Наталья Гончарова была известна своим шокирующим поведением на публике. Вместе с Ларионовым они раскрашивали себе лица и гуляли по улицам, сама Гончарова иногда появлялась на публике топлесс с символическими рисунками на груди. Гончарова также отождествляла себя с русским авангардным движением «Всёчество», которое подразумевало смешение множества культурных традиций, а также отсутствие границы между оригиналом и копией. Это было движение, свободное от установленных художественных законов.

Наталья Гончарова: путь художницы от России до Франции

Гончарова покинула Россию вместе с Ларионовым в 1914 году. Художница начала заниматься дизайном балетных костюмов для русских сезонов Сергея Дягилева в Париже, кроме того, она стала успешным дизайнером одежды для модного парижского магазина. С 1921 она также выставлялась как художник в Парижских Салонах и Салоне Независимых.

Живопись Гончаровой оказала огромное влияние на авангардное искусство не только в России, но и в Европе. В 1961 году, еще при жизни художницы, в Лондоне состоялась объемная выставка работ Гончаровой и Ларионова.

Шедевры Гончаровой: список самых известных картин

К наиболее известным работам Гончаровой можно отнести следующие картины: «Автопортрет» (1907), «Женщины с граблями» (1907), «Архангел Михаил» (1910), «Хоровод» (1910), «Автопортрет с желтыми лилиями» (1907), «Покос» (1910), «Маленькая станция» (1911), «Павлин под ярким солнцем» (1911), «Аэроплан над поездом» (1912), «Цветы» (1913), «Желтый и зеленый лес» (1913), «Голубая корова» (1911), «Велосипедист» (1913), «Лучевые лилии» (1913), «Кошки (восприятие в черном и желтом)» (1913), «Испанка» (1914).
Работы Гончаровой можно увидеть в ведущих музеях России и мира.

Отправить запрос на посещение арт-вечеринки по мотивам творчества Гончаровой

Заполните и отправьте форму или просто позвоните нам!